Профессионалам

Печать
PDF

Дошкольное образование.

Приближается первое сентября и каждого родителя будущего первоклассника волнует вопрос, как его ребенок пойдет в школу, с какими трудностями он там столкнется, справится ли с возникшими проблемами, как вольется в новый детский коллектив? И следующий вопрос, который возникает у мам и пап малыша: необходимо ли готовить своего ребенка к школе? Может лучше совсем не готовить, придет время, там всему и обучится? По этому вопросу педагоги и психологи придерживаются одной позиции – обучать обязательно надо. Только без принуждения и наказаний и обязательно в игровой форме. Подготовка к школе - это кропотливая работа, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Однако основой таких занятий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник для того, чтобы освоить новый материал, поступить в школу и успешно в ней обучаться. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Основными задачами такой подготовки будут являться:

  • формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
  • развитие логики – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • развитие речи – умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие фантазии и творческих способностей;
  • развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

На занятиях по подготовке к школе у ребенка развиваются способности к логическому и пространственному мышлению, к синтезу и анализу, нахождению закономерностей; улучшается воображение и речь, словарный запас малыша; развивается мелкая моторика руки, математическое представление, внимание и наблюдательность, умение отстаивать свою точку зрения.

Возможно, на первых порах обучения ребенку будет сложно в освоении новых знаний, может быть, даже придется возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу уже дома, где потребуется помощь родителей, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки. Задача взрослых больше времени и внимания уделять занятиям с ребенком, систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений, помимо занятий на подготовительных курсах. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно. Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Необходимо показать ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объяснить, что в школе он узнает много нового и интересного. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

На дополнительных занятиях педагог большое внимание уделяет развитию фонематического слуха ребенка (детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки), понимания сути числа, цифры, веса, знакомит с основами геометрического материала (фигура, форма, размер, ориентация в пространстве). Дошкольник учится последовательно излагать свои мысли, вычленять главное и второстепенное, получает необходимую систему знаний об окружающем мире. Задача таких занятий не только дать знания ребенку, но и привить умение применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Не менее важна в подготовительный период и психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни. Даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же говорить о детях 6-7 лет, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности всем своим существом, у них снижается устойчивость к стрессам. Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Задача учителя и родителей - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою будущего первоклассника. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

  1. мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);
  2. волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения);
  3. интеллектуальная, или умственная, готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
  4. социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).

Чтобы подготовить ребенка к школе необходимо его не только обучить читать, решать простейшие задачи, развить мелкую моторику руки, но и адаптировать его к обучению. Включение в занятия дидактических элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, всевозможные обучающие игры – это существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе, выработка у будущего первоклассника навыка учебной деятельности. Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

toc; ?